Инструменты для тиснения по фольге

Содержание

Инструменты для тиснения

Инструменты для тиснения по фольге

Материал из Энциклопедия скрапбукинга

В данной статье описываются только те инструменты, которые используются для выполнения тиснения «вручную». Прочие инструменты для тиснения описаны в статье Сухой эмбоссинг (тиснение).

Для ручного тиснения используются следующие инструменты:

  • трафарет для тиснения
  • текстурные пластины
  • доски для тиснения

Тиснение с помощью трафарета

При выполнении тиснения с помощью трафарета используется:

  • трафарет — бывает изготовлен из пластика, металла и пр. Трафареты бывают двойные (состоящие из трафарета-основы и трафарета разметки) и одинарные. Некоторые трафареты могут быть использованы как для ручного тиснения так и в машинках.
  • палочка (стилус) для тиснения – имеют форму ручки с металлическим стержнем и шариком на конце стержня. Стилусы с шариками большого диаметра подходят для тиснения крупных рисунков, маленького – для мелких деталей.

При работе с одинарными трафаретами для выполнения тиснения необходимо закрепить трафарет на бумаге (можно малярным скотчем), перевернуть бумагу трафаретом вниз и палочкой для тиснения обводить рисунок по контурам трафарета. Для того, чтобы отчетливо видеть контуры рисунка трафарета рекомендуется использовать подсветку снизу (нижний свет).

Двойные трафареты избавляют от необходимости использования нижней подсветки: они представляют собой две пластины с одинаковым вырезанным рисунком. Лист, на котором необходимо выполнить тиснение, укладывается на трафарет-основу, а сверху накрывается трафаретом-разметкой. Необходимо следить, чтобы трафареты не сдвигались относительно друг друга. Палочкой для тиснения обводится рисунок по разметке верхнего трафарета.

При желании можно закрасить получившийся рельефный рисунок. Это необходимо делать сразу после тиснения, не снимая трафарета.

Возможно выполнение тиснения на плотной фольге. Оно выполняется похожим образом, но при этом один трафарет кладется только сверху на фольгу. На первом этапе палочкой для тиснения необходимо обвести рисунок по контуру. Для получения объемного рисунка после обведения контура плоской стекой (или даже пальцами) проводится тиснение внутри контура рисунка. По окончанию работы трафарет снимается, фольга переворачивается и получается объемный выпуклый рисунок. Техники ручного тиснения с помощью трафаретов на бумаге и фольге представлены на видео.{{#ev:|Z18_jR-6oaA|320|center|Тиснение с помощью трафарета }}

Следует отметить, что трафарет можно отдельно использовать при работе с красками, в том числе аэрозольными. Главное правило – тщательно промывать трафарет после работы с краской.

Тиснение с помощью текстурных пластин (досок)

Текстурная пластина (или доска) представляет собой пластиковую пластину с нанесенным рельефным рисунком. Пластина бывает односторонней или двухсторонней (разный рисунок на каждой стороне). Тиснение с помощью текстурной пластины выполняется с помощью текстурного инструмента.

Текстурный инструмент представляет собой короткую толстую ручку, головка которой снабжена тремя металлическими шариками. Это удобно для выполнения тиснения по всей площади пластины. Для тиснения может использоваться и палочка для тиснения (как при тиснении по трафарету). Это удобно при тиснении небольших фрагментов рисунка.

Применение досок для тиснения

Доски для тиснения (не путать с текстурными досками, описанными выше) применяются как вспомогательный инструмент при выполнении тиснения. Они предназначены для того чтобы облегчить процесс тиснения и минимизировать риск неудачных работ из-за того, что трафарет или пластина для тиснения съехали в процессе работы.

Доска для тиснения представляет собой пластиковую доску с нанесенной на ней разметкой и штырьками-держателями для крепления текстурных пластин или трафаретов. В некоторых досках имеется пенал для хранения инструментов.

Некоторые производители продают готовый набор, например:

  • доску для тиснения;
  • несколько текстурных пластин;
  • палочку для тиснения с несколькими наконечниками разного диаметра.

Правила хранения и эксплуатации

При работе с различными формами для теснения главное после каждого использования сохранить поверхность с рисунком в первозданном виде. Для этого следует соблюдать простые правила. Мелкая пыль и частицы бумаги, фольги и других материалов могут скапливаться на поверхности формы. Поэтому поле каждого применения доски надо тщательно протирать. Тем более что разноцветная бумага или фольга во время эмбоссирования может оставлять следы на доске, которые оставят пятна на следующем листе.

Трафареты во время хранения следует перекладывать бумагой, и особенно тщательно протирать в узких местах.

Источник: http://scrapbookstyle.ru/w/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%82%D0%B8%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Тиснение на переплете: обзор способов и возможностей

Инструменты для тиснения по фольге

Изготовление тиснения на коже – способ оформления обложки с многовековой историей. Не потеряло тиснение на переплете популярности и в наши дни, когда для отделки печатных изделий используется не только натуральная кожа, но и множество других материалов. В данной статье мы расскажем о существующих технологиях и возможностях, которые они предоставляют.

Прежде чем мы начнем

Перед тем, как перейти к главной теме, давайте уделим пару секунд определению тиснения. Собственно, эта технология заключается в создании объемного, рельефного изображения. Оно чем-то напоминает гравюру или чеканку, но имеет одно отличие – рисунок переносится не постепенно, а сразу целиком за счет вдавливания в основу заранее подготовленного клише.

Виды и технологические особенности

Сейчас для украшения печатной продукции, в том числе при выпуске художественной литературы или изделий для записей, используется два метода.

Блинт

Блинтовое (слепое) тиснение узнать очень легко. Обычно оно наносится на толстый картон или твердый переплет, покрытый мягким материалом: искусственной или натуральной кожей. Его отличительная черта – вогнутость линий и контуров, при этом обратная сторона основы остается ровной. Именно поэтому данный вид и называется слепым.

Для изготовления тиснения на коже, картоне или другом материале необходимо подготовить клише (штамп), которым и будет производиться вдавливание. Как легко догадаться, рисунок на нем инвертирован, то есть, все элементы, которые должны быть в итоге вогнутыми, на клише – выпуклые и наоборот. Непосредственно глубина рисунка зависит от силы прижима.

На заре появления данной технологии штампы изготавливались вручную из мягких металлов, например, меди или латуни. Сейчас же готовое высоко детализированное клише из твердого сплава или полимера можно получить всего за час, так как его изготовлением при промышленном производстве печатной продукции занимается фрезеровальный станок с ЧПУ.

К слову, чем выбранный для производства клише металл прочнее, тем большее количество вдавливаний он выдержит, и тем дольше контуры на получаемом изображении будут оставаться максимально четкими. В этом плане полимерные заготовки проигрывают металлическим, но с их помощью можно существенно сэкономить при выпуске небольших тиражей продукции.

Типичное применение блинта – это нанесение монохромных логотипов или текста на книги с твердой обложкой, например, ежедневники или записные книжки.

Конгрев

Первое и самое главное отличие конгрева от блинта – направленность получаемого рисунка. Если при слепом оттиске контуры вогнуты, то в случае с конгревом изображение получается выпуклым, при этом элементы могут располагаться на разных уровнях. С обратной стороны то же изображение получается вогнутым.

https://www.youtube.com/watch?v=qyGZwuG_q84

Для создания оттиска необходимо произвести две заготовки: матрица с вогнутым изображением и выпуклый пуансон, с помощью которого тонкий материал основы и будет распределяться по поверхности матрицы.

Толстые материалы здесь использовать не получится, поэтому конгрев на переплете практически не встречается. Единственное исключение – это тонкие картонные обложки глянцевых журналов. Гораздо чаще он используется для производства открыток или, например, визиток.

Дополнительные возможности

Сейчас блинт и, особенно, конгрев в чистом виде используются достаточно редко. Чаще всего для индивидуализации изделия применяют сразу несколько различных способов отделки, изящно дополняющих друг друга.

Так, например, конгревное тиснение обычно используется для придания объема заранее отпечатанному изображению, но гораздо более интересно и привлекательно выглядит технология, зачастую выделяющаяся в отдельный пункт списка услуг.

Тиснение фольгой

На самом деле полноценным видом его считать несколько неправильно, так как в основе лежит блинт или конгрев. Главное отличие – использование специальной фольги или клейкой металлизированной пленки.

Фольгирование может производиться в один или, что чаще, два этапа. В первом случае место под штамп прикрывается тончайшим листом фольги и закрепляется одновременно с выдавливанием рисунка. Во втором – сначала делается оттиск, а затем повторным прижимом клише или пуансона осуществляется закрепление блестящей отделки. Из-за того, что ее лист очень тонок, необходимые детали легко отрываются и остаются на готовом изделии.

Существует две технологии: горячая и холодная.

Закрепление металлизированной пленки на коже, картоне и других материалах, устойчивых к повышенным температурам, производится первым способом. В этом случае после прижима металлический штамп нагревается до 110-120 градусов Цельсия, надежно скрепляя синтетическую «фольгу» с переплетом. Единственным недостатком подобного метода является увеличение времени для фиксации.

Холодное производится исключительно в два этапа. Сначала формируется изображение (чаще всего конгревом), затем оно покрывается специальным клеем, осуществляется прижим фольги, и последним этапом является процедура деламинирования – отделения основы фольги от готового оттиска. Все это может выполняться в автоматическом режиме, что позволяет существенно выиграть в скорости производства. А дополнительным преимуществом можно считать возможность использования материалов, не выдерживающих нагрева.

К слову сама фольга сейчас может быть не только золотой или серебряной. Она выпускается в десятках различных металлизированных оттенков, а самым заметным из них можно назвать переливающийся на солнце перламутр. 

В заключение

Мы рассмотрели все основные методы и возможности тиснения на переплете. Современные возможности производства позволяют использовать в качестве укрывного материала самые разнообразные виды кожи, ткани и бумаги, что вкупе с дополнительными вариантами отделки (от полноцветной печати до металлической фурнитуры) дает широчайшие возможности для индивидуализации продукции. Однако именно оттиск из-за своей простоты и доступности можно считать одним из главных методов украшения печатных изделий.

Источник: https://norgispress.ru/action/embossing-on-binding/

Горячее тиснение: как это делается

Инструменты для тиснения по фольге

Декельная плита или печатный вал (для ротационного тиснения). Как правило, их поверхность — из твёрдой резины, текстолита или полиуретана. Должна быть достаточно прочной (не прогибаться под давлением штампа), но относительно мягкой (компенсировать неровно-сти материала) и упругой (выдерживать постоянные нагрузки).

Структура фольги для горячего тиснения

Материал. Горячее тиснение фольгой подходит для многих материалов. Решающую роль, как и при печати, играет поверхностное натяжение, а скорость тиснения определяется, в основном, пористостью поверхности. На очень пористом материале адгезив фольги остынет раньше, чем успеет закрепиться, и тиснение будет неравномерным (печатная краска ведёт себя аналогично). Основной принцип: чем лучше материал подходит для печати, тем качественнее будет на нём тиснение.

Рулонная фольга. В тиснении выполняет функции краски. Состоит из несущей основы и нескольких переносимых на материал слоёв. Основа — полиэфирная плёнка толщиной 0,013—0,038 мм. Чем тоньше основа, тем быстрее переносится фольга (при прочих одинаковых компонентах).

Основные компоненты процесса горячего тиснения (на примере плоского тиснения)

Первый слой на основе-носителе — разделительный. Он определяет назначение фольги (для работ с мелкими деталями или плашечных покрытий) и чистоту её отделения. Второй слой (лаковый или красочный) выполняет две функции: отвечает за стойкость фольги к истиранию (при толщине 1,2-1,5 мкм на него приходится 30 % от толщины нанесённого изображения); и, поскольку металлизированный слой всегда алюминиевый, определяет цвет фольги — золотой или иной оттенок.

Следующий слой — напылённый в вакууме алюминий, который, несмотря на толщину всего 0,02-0,05 мкм, отличается высоким уровнем непрозрачности. Последний слой — адгезионный (1,5-3 мкм) под воздействием температуры прикрепляет фольгу к материалу. На него приходится 50-70 % толщины нанесённой фольги. Тонкий адгезионный слой оптимален для получения чёткого чистого оттиска, такая фольга отлично подойдёт для плёнок и глянцевых материалов.

Для пористых поверхностей рекомендуется использовать фольгу с более толстым слоем адгезива.

Штамп для горячего тиснения

Травлёные или гравированные пластины (валы) с заглублёнными пробельными элементами. Поскольку поверхность штампа должна удерживать как можно больше тепловой энергии, в ротационных устрой-ствах с малой длительностью контакта преимущественно используется латунь. Штампы изготавливаются двумя способами.

Читайте также  Заточные станки для заточки инструмента универсальные
Чёткая линия отделения

Традиционный — фотохимическое травление. Засветка изображения через плёночный негатив, лишний металл вытравляется сильной кислотой. Технология напоминает производство печатных плат, её преимущество в том, что с увеличением сложности и размеров изображения стоимость штампа почти не меняется. Но это и главный недостаток — цена будет той же для элементарного макета. Потому способ оптимален для сложных дизайнов.

Более современный — гравирование на станках с ЧПУ: специальное ПО, ориентируясь на электронный макет, просчитывает места удаления лишнего материала. Метод эффективен для простых изображений — увеличение количества и сложности макетов соответственно сказывается на цене.

Температура, давление, время, перенос

В процессе переноса нагретый штамп прижимает фольгу к обрабатываемому материалу. Если его температура достаточна, на обратной стороне фольги плавится сухой клей, скрепляющий её с поверхно-стью материала. У штампа есть ещё одна важная функция — обеспечить чистое и чёткое отделение фольги по краю нанесённого изображения, иначе между мелкими элементами выворотки останутся перемычки.

Зона контакта фольги и штампа

Ротационное горячее тиснение. Пока речь шла об общих моментах, относящихся и к ротационному, и к плоскому тиснению. Для первого время контакта обратно пропорционально скорости машины. Поскольку, теоретически, зона касания двух валов — прямая линия, время соприкосновения стремится к крайне малой величине. Для сравнения: при скорости 35 м/мин, 0,5 мм материала проходит зону контакта за 1 мс (глазу, чтобы моргнуть, требуется 75-100 мс).

Столь малый интервал объясняет, почему для пористых материалов (таких как текстурированная бумага) проблематична ротационная технология. Верхние волокна материала охлаждают адгезионный состав, и фольга закрепляется только на поверхности, не успевая проникнуть внутрь. При тиснении на плоскости клише за время контакта успевает не только прижать фольгу к материалу, но и равномерно прогреть его по всей площади. Фольга «расплывается», образуя перемычки между мелкими деталями выворотки. Поэтому самые лучшие системы плоского тиснения уступают ротационным в детализации изображений.

Оборудование для ротационного горячего тиснения. Для эффективной работы должно выполнять две основные функции: поддерживать нужную температуру штампа и чётко фиксировать его положение для равномерного натиска на уча-стках с большой и малой зонами покрытия.

Контроль температуры

Нагрев клише. При ротационном тиснении производится двумя способами. Более популярный — с помощью электронагрева, с системой охлаждения или без неё. Нагрев с помощью масла точнее, но потенциально опаснее.

Контроль давления. Вторая задача ротационного тиснения — поддерживать равномерное давление натиска. Основная проблема — отвод горячего клише от полотна при остановке машины. Сначала желаемого результата добивались с помощью пневматически управляемого прижимного моста, но технология оказалась неэффективной. Во-первых, размер зазора ограничивался зубчатой передачей, особенно для шестерён с малым шагом, когда мелкие зубья ограничивали ход расстоянием чуть больше 0,76 мм. Во-вторых, сила натиска менялась при колебаниях давления в контактной паре.

Следующим шагом стал кулачковый механизм: штамп неподвижен, печатный вал поднимается навстречу. Натиск и разрыв контакта контролируются пневмосистемой, но натиск стабилен независимо от давления в ней. Технология стала совершеннее, но по-прежнему ограничена шириной полотна в 254 мм.

Контроль натиска

Переход на более широкие модели сложен: жёсткий печатный вал, давящий не столько на опоры подшипников, сколько на рабочую часть штампа, — причина деформации осей узла тиснения, слишком значительных для высоких скоростей и широких машин.

Нужна работа по принципу высекального штампа (при высечке давление не передаётся напрямую на рабочую поверхность). В новых устройствах горячего тиснения с проблемой пытаются бороться с помощью стальных опорных колец для ротационного клише. Вместе с валом противодавления оно находится между нижним опорным и вспомогательным валами с возможностью настройки и контроля давления. Клише надёжно фиксируется в секции, а вал противодавления регулируется независимо от него.

Дэвид Полкингхорн, работает в компании DMS, специализирующейся на выпуске инструментов, оборудования и аксессуаров для горячего ротационного тиснения.

Наши

Поскольку статья написана поставщиком ротационных машин, не стоит удивляться доводам автора, доказывающим преимущества подобной техники. По моему мнению, ротационное тиснение оправдано лишь при очень больших тиражах. Но и тогда имеет существенный минус — скорость флексомашины снижается, ибо обычно реализуется на базе встроенных в неё модулей. Технология горячего тиснения не подразумевает высоких скоростей!

«Переходные» процессы при тиснении (разрушение первого разделительного слоя фольги, разогрев четвёртого адгезионного и его приклеивание к запечатываемому материалу) требуют времени и тормозят дело. И секцию ротационного тиснения часто не ставят на флексомашину, а докупают одно-два автономных устройства для рулонного плоского тиснения, снимающих ограничения скорости печатной машины.

Отмечу недостатки ротационного способа:

  • более высокая стоимость штампов (в разы);
  • дороговизна секции ротационного тиснения;
  • чувствительность к типу фольги (не всякая выдержит высокие скорость тиснения и температуру);
  • дороговизна оборудования для изготовления ротационных клише: цена гравёра для изготовления плоского латунного штампа формата А4 — 3500 долл., минимальная стоимость ротационного станка — 10 000 долл.

Достоинства встроенных модулей ротационного тиснения:

  • делают флексографскую машину универсальной;
  • компактность.

Плоское тиснение проще и предоставляет больше возможностей по настройке и достижению требуемого качества. Неудивительно, что многие флексографские типографии не торопятся переходить на ротационные технологии.

Константин Медведев (konstant@bronko.ru), менеджер по продажам компании «Бронко»

Типы материалов для горячего тиснения

Источник: https://www.publish.ru/articles/200602_4084429

Тиснение фольгой: виды и технология нанесения

Инструменты для тиснения по фольге

Тиснение фольгой, украшающее обложки книг, появилась еще несколько веков назад в Древнем Востоке. Применялось в основном на обложках для переплета, для создания слоя тиснения использовался только натуральный драгоценный металл – золото.

Так продолжалось примерно до XIX века, затем, были изобретены другие способы выполнения тиснения с применением других материалов. Они выглядели ничуть не хуже, чем золото, но стоили дешевле. До сих пор данную отделку можно заказать в любой типографии.

Виды тиснения фольгой

Выделяют два типа:

Также, существуют два вида, при которых фольга не применяется, но о них позже. Главное отличие холодного тиснения от горячего – горячее применяют на предметах и материалах, способных выдержать высокие температуры, а холодное предназначено для материалов, которые неустойчивы к воздействию высоких температур.

В первом случае используется пресс, специальные штампы на стороне, где должна располагаться фольга, производится закрепление специального клише, выполненного из металла, нагревается от 120 до 150 градусов (зависит от типа материала), затем проматывается фольга. Рисунок или надпись остается в зеркальном отражении. Холодное тиснение фольгой производится с помощью ультрафиолетовой лакировки.

Фольгирование

Главное преимущество – более низкая ценная простота исполнения. Тиснение фольгой на бумаге несколько отличается, используются другие материалы в процессе. Главный инструмент для создания тиснения с помощью фольгирования – особый нагретый ламинатор. Изначально необходимый рисунок или надпись печатается обычным лазерным принтером, затем производится вставка фольги.

Ее приклеивают к тонеру при помощи заданной температуры. Но материал, на котором будет производится тиснение, обязательно должен иметь идеально гладкую поверхность. Использование возможно, в основном, на картоне или бумажных листах. Не рекомендуется для надписей и рисунков с изменением оттенков и мелкими деталями, выполненные холодным тиснением, они будут иметь плохое изображение, линии и другие фрагменты будут размыты.

Горячее тиснение фольгой

Качество используемых материалов определяют качество оттиска. Качество фольги характеризуется множеством факторов: лак, слой и качество производства. На цвет влияет мелкодисперсный слой, либо используемый пигмент. Фольга для горячего тиснения может быть разных цветов, по классике —  золотых и серебряных, голографическая или перламутровая, с особыми текстурами.

Выделяют также матовую или глянцую. Но при выборе учитывается не только это, также светоустойчивость и стойкость к подобранному материалу. В каждом отдельном случае, в зависимости от рисунка и желаемых материалов, подбирается фольга в индивидуальном порядке в зависимости от указанных характеристик.

Горячий метод применим для очень большого разнообразия материалов, он имеет свой ряд преимуществ перед “холодным” методом. Самое главное преимущество – подходит и для неровных поверхностей. То есть, его можно использовать на выпуклых поверхностях и других покрытиях, которые не обладают исключительной гладкостью. Единственное требование – выдержка к горячей температуре.

Также, к горячему методу относят рельефное тиснение, которое само по себе разделяется на плоское и конгревное. Плоское может чаще применяется на толстых материалах и имеет 1-2 слоя, а конгревное подразумевает под собой тиснение, которое выполняется и для разных плоскостей, например, если выполняется на коже. Клише изготавливают из различных металлов: латунь, магний. Фольга для горячего тиснения немного дороже по цене, чем для холодного.

Одной из самых явных особенностей являются методы производства клише. Первый метод – травление, называемое также фрезерованием, и механический способ, называемый также гравированием. Перед непосредственно проведением процедуры тиснения, делается пробная версия, при которой используется выбранная фольга, и материал.

Еще одна особенность – использование штампов при нанесении, которые припрессовывают изображение. На выбор материала также влияет и тираж. Тиражи в 50-100 тысяч экземпляров чаще выполняются с использованием клише из меди. Медь хорошо использовать и при плоском рельефе.

Для более мелких тиражей, например, в 5 тысяч экземпляров, изготавливают клише из цинка. Существуют и различия по типу пресса. Стопцилиндровый используют для печатного пресса, ротационные позволяют делать высочайшую производительность, а тигельные используют при сложном рисунке с множеством линий.

Холодное тиснение фольгой

Сухое и мокрое. Указанные методы – самые современные среди вариаций тиснения фольгой холодным методом на данный момент. Главное отличие заключается в моменте, когда происходит активация клея. Сухое подразумевает выполнение процесса активации клеящего слоя до этапа припрессовки фольги. А при мокром, наоборот.

При мокром способе распознавать характеристики клея и подготавливать его проще. Сухое допускает недосушку или пересушку клея, это является минусом. Мокрый способ считается более удобным, но менее надежным из-за того, что она характеризуется высоким растаскиванием.

Последовательность выполнения:

  • Обклейка;
  • Ламинирование;
  • Сушка клеящего слоя;
  • Отделение материала от фольги.

Таким образом проводится тиснение фольгой на бумаге самым быстрым и дешевым методом.

Давление и температура

Давление при производстве задается в зависимости от выбранного типа тиснения и других параметров, указанных выше. Оно нужно для надежного закрепления ключевого слоя материала, а также, при правильном давлении выполняется четкое воспроизведение мелких деталей на заданном эскизе при неглубоком тиснении.

Тогда регулировка давления работает по принципу: чем больше количество углублений и мелких деталей, чем тверже и больше поверхность, тем более высокое давление устанавливается. То же самое касается и поверхности, которую должен покрывать штамп и твердость поверхности. Они влияют на высоту давления. А температурные показатели, в свою очередь, влияют на пластичность. Чем больше показатель температуры, тем выше пластичность используемого материала.

Где применяют тиснение фольгой?

Тиснение фольгой на коже или других трудных материалах холодным методом применяется редко, чаще используется горячий. Но холодное тиснение используется очень часто на бумаге и картоне, особенно удобно использовать при производстве больших тиражей. При таком способе нанесения изображений не требуется нагрев штампов.

Процесс проходит гораздо быстрее, чем при горячем методе. Но самый главный минус – спектр материалов, которые могут быть использованы в разы меньше. Кроме того, плохо работает с поверхностями, которые имеют выпуклости. Такой тип работы выгоден экономически – низкая цена услуги.

Также, не требуется тратить время на подбор материала под заданные температурные параметры. То есть, подбор материалов и вид тиснения для работы выполняется только в зависимости от условий. 

Особенности технологии

При холодном тиснении используется не пресс, а ультрафиолетовая лакировка и ультрафиолетовый клей. Использование такого метода стало доступным уже после создания специальных клеев и пленки, которые стало возможным использовать в любой типографии.

Слой клея наносится на слой определенного типа печати, когда выполняется ламинирование материала фольгой, слой металла переносится на ту часть полотна, которая уже обработана клеящим слоем, после, проводится отделение фольги от рисунка. Стоимость на холодное тиснение снижается с увеличением тиража. При крупных тиражах, цена на клише составляет одну из самых маленьких частей общей стоимости работы.

Расходные материалы

Расходными материалами, как уже стало понятно, являются клей и фольга. Самое востребованное, по-прежнему, считается тиснение золотой фольгой, которая выполняется в несколько слоев. Это основа из пленки, слой разделения, цветной слой и слой адгезии, нужный для соединения.

Для улучшения адгезии нередко используют специальный праймер. При этом, фольга для мокрого тиснения строго должна отвечать требованию – пропускать ультрафиолетовый слой. Клей наносится поверх красочного слоя, и необходимо следить, чтобы цветные слои и применяемый клей были совместимы.

Набирающий популярность вид фольги, голографический, применяется при создании современных оптических эффектов, а также выполняет защитную функцию. Кроме того, при холодном способе используется часто белая фольга на черном фоне, или черная фольга на белом фоне. Но самым популярным, безусловно, является тиснение золотой фольгой.

Тиснение без фольги

Блинтовое. При блинтовом тиснении применяется клише, используемое при горячем методе. В случае перегрева материала, продукция утилизируется, при этом происходят минимальные финансовые затраты.  Блинт позволяет создавать максимально точные глубокие многоуровневые рисунки.

При особенной технологии блинт создается без использования прессов. Она применяется на ежедневниках и записных книжках. Альтернатива – тиснение фольгой на ежедневниках. Блинтовое тиснение также регулируется температурой и давлением, настраивается под используемый материал и тип предмета, куда наносится. Обладает не самой дорогой стоимостью и наиболее точном изображении, которое получается в итоге.

Читайте также  Инструмент для обжима витой пары

Конгревное. Конгрев подразумевает под собой создание выпуклого рисунка. При конгревном тиснении может использоваться фольга, а может и не использоваться. Метод заключается в создании 2 клише: подвергаемая непосредственно нагреву матрица, а также обратная сторона пресса, называемая контраматрицей.

Таким образом появляется заданное изображение. Осуществляется на пластичных материалах, в том числе, бумаге, картоне. С помощью конгрева изготавливают визитки, открытки, плакаты. Самую главную роль играют клише: они должны быть максимально высокого качества и иметь точные размеры.

Если используется фольга, то, сначала проводится ее нанесение, затем придание рисунку рельефа. Сам оттиск, выполняемый конгревом, выполняется не только в виде выпуклости, но и вогнутости. Горячее тиснение фольгой нередко путают с конгревным.

Преимущества тиснения фольгой

Высокая четкость изображения. Только при применении фольги можно добиться четкого и яркого изображения, которое украсит и обложку, и визитку, и открытку. Тиснение – это самый выгодный метод, при котором используются лишь новейшие технологии.

Броскость и яркость. Подходит для любого материала, тисненые рисунки и надписи бросаются в глаза и по-настоящему запоминаются.

Привлечение внимания – эффективный метод рекламы. Тисненую поверхность приятно трогать руками, она всегда радует глаз. Поэтому на открытках и визитках используется тиснение. Эффекта, как от него, больше не добиться никакими способами печати и рисования. 

Эффективность. Чтобы сделать рекламируемую компанию более солидной, на брошюрах, рекламных буклетах, визитках и другой полиграфии выгодно использовать тиснение.

Высокая скорость изготовления. У тиснения, как ни странно, высокая скорость изготовления. Даже самый большой тираж печатается в короткие сроки.

Долговечность. Если тиснение проводится на книгах или ежедневниках, то рисунок или надпись достаточно долго будут сохранять свой внешний вид, не изнашиваться и не стираться. Особенно на это влияет оборудование, которое работает по современным технологиям.

Цена. Достаточно низкие затраты на такую немаловажную деталь. Особенно выгодно заказывать тиснение больших партий товаров. Например, переплетов книг, ежедневников или блокнотов.

Сколько стоит тиснение фольгой?

Конечно, горячее тиснение фольгой в больших тиражах гораздо медленнее снижает свою стоимость на расходные материалы и штампы, в отличие от холодного. Но, опять же, оно имеет ряд преимуществ и более высокая цена в целом полностью оправдана качеством.

С помощью холодного невозможно выполнить, к примеру, тиснение фольгой на коже. Оно больше подходит для изготовления простых визиток или больших тиражей грамот и похвальных листов. Самым популярным, согласно статистике, является блинтовое и тиснение фольгой на бумаге.

Цены отличаются, но, в среднем, это 15 рублей за 1 лист при заказе тиража в 500 экземпляров. Конечно, можно заказывать не тиражами, а мелкими партиями поштучно или вообще 1 экземпляр. Такое делают в определенных случаях, когда печать нужна на каком-то одном предмете или бумаге, которые будут лишь в одном, либо нескольких экземплярах.

Тенденции развития

Сейчас ожидаются новые технологии, которые позволят проводить отделку на новых материалах и тратить меньше финансовых ресурсов. Спрос на тиснение фольгой на ежедневниках и других предметах по-прежнему растет, а значит, будут появляться более интересные совершенные рисунки и надписи.

Основная работа сосредоточена на осуществлении возможности выполнения холодного тиснения на расширенном выборе материалов. Горячее тиснение будет совершенствоваться, а холодное развиваться. Таким образом, услуги типографий по послепечатной отделке ближайшем будущем будут расширяться.

Рекламные листовки: создание, примеры Ролл ап – мобильный стенд для выставок Дизайн полиграфии – как привлечеть клиентов?

Источник: https://slonpress.ru/blog/tisnenie-folgoj

Тиснение кожи: виды и особенности технологии, выбора материала, как выполнить своими руками

Инструменты для тиснения по фольге
Вернуться к списку статей

Обработка шкур животных и их выделка является одним из древних ремесел. Но лишь спустя сотни лет мастера начали ставить клеймо на своих изделиях. Так появилось тиснение.

Сегодня ремесло достигло промышленных масштабов. Узоры выбиваются на специальных прессах. Клише (штампы с вырезанным рисунком, при надавливании на которые появляется узор) используются много лет подряд. Тиснятся куртки, ежедневники, сумки, ремни из искусственных и натуральных кож.

Тиснение в домашних условиях занимает много времени и выполняется только на натуральном сырье. Сложнее добиться ровности рисунка, качество работы напрямую зависит от опыта, знаний и умений мастера. Зато руками можно выполнить очень сложные рисунки и мотивы с мелкими деталями, разной фактурой. Работы получаются эксклюзивными.

Самостоятельно украсить тиснением можно обложку ежедневника, ремень, портмоне, брелок.

Как и где учиться тиснению на коже своими руками?

Пойти на специальные курсы в вашем городе (если такие есть) — самый быстрый и эффективный способ. Мастер поможет выбрать материалы, покажет техники, исправит ошибки во время проведения занятий, ответит на вопросы. Можно пройти платные курсы дистанционно.

Многие учатся по роликам в и мастер-классам в открытом доступе, общаются на форумах, но это сложнее, так как некому поправить и проконтролировать во время работы.

Какая кожа подходит для работы?

Для домашнего тиснения используется кожа растительного дубления. Материал эластичный и гибкий, поэтому тиснить его легко. Рельеф хорошо держится много лет. Из других преимуществ:

  • натуральность;
  • отсутствие химической обработки;
  • мягкость изделий;
  • красивые естественные светлые и бежевые оттенки;
  • окрашивание экологически безопасными водными эмульсиями.

Толщина кожи

Выбор толщины зависит от способа ее обработки (горячее или холодное тиснение), а также планируемого готового изделия (ремень это будет или браслет).

Для холодного тиснения на коже (холодными штампами) можно брать материал толщиной от 0,8 мм и выше. Окончательный показатель зависит от свойств сырья держать форму и рельеф. Горячее (нагретыми штампами) делают на заготовках толщиной от 1,2-1,4 мм. Новичкам лучше начать с толстой кожи 2 — 2,4 мм.

Виды кожи для различных изделий:

  • Чепрак – наиболее плотное и прочное сырье. Подходит для изготовления ремешков, ножен, чехлов и браслетов. Толщина – от 1 мм.
  • Юфть – материал до 2 мм толщиной с высоким уровнем пластичности. Подходит для изготовления любых мелких аксессуаров.
  • Краст – толстая плотная кожа с гладкой поверхностью и толщиной от 2 мм. Используется для кошельков, ключниц, портмоне и прочих аксессуаров.

Если сомневаетесь в выборе, можете спросить совет у продавца, у которого покупаете кожаное полотно.

Как подготовить кожу к тиснению?

  • Сначала необходимо хорошо увлажнить материал. Отрезок помещают в емкость с водой и выдерживают там до тех пор, пока материал не напитается влагой. Ориентироваться можно на пузырьки: если они перестали появляться, значит, пора вынимать отрезок из воды. Время увлажнения зависит от толщины и вида кожи и варьируется от 10 до 30 минут. После намокания волокна размягчаются и легче поддаются обработке.
  • Затем нужно дать коже немного просохнуть — она не должна быть слишком сухой или мокрой. Один из способов определить подходящую степень увлажнения – цвет материала. Он должен быть близким к первоначальному оттенку до замачивания.
  • Правильно подготовленная основа позволяет наносить максимально четкие рисунки и штампы. С опытом мастер начинает определять идеальный уровень влажности визуально.

Инструменты для тиснения по коже своими руками

  • Из основных:
  • комплекты клише (штампов), которыми тиснятся рисунки и надписи;
  • поворотный нож для очерчивания контуров — специальный нож со скошенным лезвием, который удобно “поворачивать” при рисовании изгибов, бывает разных форм и габаритов;
  • молоток из нейлона (или подобного материала) — у него небольшая отдача при нанесении ударов, что не позволит повредить оттиски;
  • стилусы из пластика либо дерева, с помощью которых можно выдавливать контуры узоров;
  • маркеры с колесиками для разметки кожи, еще ими можно проводить рельефные линии на кожаном покрытии;
  • комплекты надфилей — небольшие напильники для срезания очень маленького количества кожи (например, если нужно убрать выступы и неровности на краях изделий);
  • гладкое древесное основание в качестве подложки;
  • мягкая губка, которой можно смачивать и размягчать кожу прямо перед началом работы;
  • костяная гладилка — для заглаживания кожные краев, перегибов, для разметки мест перегибов, изготавливается из верблюжьей кости;
  • художественный резец (волосяной нож) — позволяет тиснить птичьи перья, шерсть животных и другие компоненты с малыми линиями, расположенными параллельно;
  • набор кардин — инструмент похож на стилус с нестандартным наконечником (шпателеобразным, шарообразным прямоугольным или любым другим), используется при моделировании разных текстур, контуров, фона, “поднятия” рисунка.

К дополнительным инструментам относят устройства для заточки поворотных ножей, трафареты с узорами деревьев, птиц, орнаментами и символикой и другие.

Инструменты можно купить в специализированных магазинах, заказать изготовление у мастера или изготовить самостоятельно.

Виды тиснения

Перед тем, как делать тиснение на коже, мастер выбирает:

  • метод обработки: горячий или холодный;
  • технику: блинтовую (слепую), конгревную, с использованием фольги или без.

Холодное и горячее тиснение

При холодном методе изображение наносится на кожаную поверхность обычным ударом по клише. Метод подходит для тонкого и толстого сырья (последнее поддается чуть сложнее). Принцип работы простой, но нужно “наловчиться” с силой удара по клише. При слишком слабом оттиск будет чуть заметным, а при слишком сильном можно повредить тонкий материал. Рекомендуется начать тренировки с более толстой заготовкой.

При горячем методе предварительно нагревается клише. Под воздействием высокой температуры происходит прожигание верхних слоев кожи, изображение получается более ярким и долговечным. Метод не подходит для тонкого сырья до 1,2 мм (есть риск прожечь), но идеален для толстой кожи. При работе важно следить за уровнем нагрева клише: слишком высокая испортит структуру материала. Горячее метод дает самые оригинальные изделия, поскольку меняется не только рельеф, но и оттенки рисунков.

Для новичка проще начать с холодного: не нужно подбирать температуру и работать с раскаленными инструментами. Горячий метод начинающему дастся сложнее: придется экспериментировать и с температурой, и с силой надавливания, чтобы не прожечь кожу и получить однородный рисунок.

Блинтовое, конгревное, с фольгой и без

Наносить рельеф на кожаное покрытие можно различными техниками. Каждый требует определенных инструментов, навыков и знаний.

Готовый оттиск на поверхности кожаного изделия может быть выпуклым или вдавленным. Глубина полученного отпечатка с клише также различается в зависимости от дизайнерской задумки изготовителя. Мастера различают блинтовое тиснение на коже и конгревное. С фольгой и без.

Блинтовое (слепое) тиснение

Название от английского слова “blind” (переводится “слепой”). Слепое тиснение означает получение бесцветного изображения. Техника применяется, когда нужно получить вдавленный оттиск. Бывает холодной и горячей.

Выполняется с помощью клише: мастер помещает его на кажаную заготовку и бьет нейлоновым молотком перпендикулярно. От силы удара зависит глубина полученного оттиска. Особенно осторожно нужно тиснить рисунки с использованием наборных клише (т. е. отдельных штампов для создание цельной композиции, например, слова), так как все компоненты узора должны иметь одну глубину.

В домашних условиях тиснить блинтовым методом выполнить довольно просто. Главное, правильно выбрать и подготовить (увлажнить) основу. Хорошо смотрится на ежедневниках, ремнях, сумках, рюкзаках.

Конгревное тиснение

Название получило в честь английского изобретателя Уильяма Конгрева. Техника применяется, когда нужно получить выпуклое, объемное тиснение на коже. Бывает холодной и горячей.

В отличии от блинтовой техники кожаная заготовка здесь прессуется с двух сторон. С одной стороны — пуансоном (выпуклым штампом), с другой — матрицей (вогнутой конструкцией, повторяющей форму выпуклого пуансона). Заготовка помещается между этими двумя конструкциями и в результате получается выпуклый рисунок. Можно таким образом получать и вогнутые рисунки. Узнать конгревную технику можно по обороту тисненого изделия, на котором останется соответствующий вогнутый след.

Конгревный метод подходит только для тонкой и пластичной кожи. В домашних условиях его делают более опытным мастерам. Для этого потребуется изготовление или покупка матрицы.

Тиснение с помощью фольги

Позволяет получить цветной тисненый узор. Фолгу можно использовать в блинтовой и конгревной техниках, но только в их “горячем варианте” (холодное тиснение фольгой делается на специальном оборудовании и по другой технологии).

Используется только специальная термофольга для тиснения кожи. В продаже есть разные цвета от серебристой и золотой до синей, зеленой и красной. Обычная кухонная не подходит, так как пропечатывается не полностью и быстро слезает.

При блинтовом методе фольгу помещают между кожей и разогретым клише. То же самое при конгревном методе. Под воздействие температуры и давлением штампа (или пуансона) она переходит в сформировавшийся рельеф и схватывается вместе с поверхностью. Рельефная углубленность рисунка при использовании фольги обычно получается меньше, зато можно делать многоцветные сложные узоры.

Источник: https://www.tavro-kozha.ru/articles/tisnenie-kozhi.htm

Фольга для чеканки рисунка своими руками — рассказываем вопрос

Инструменты для тиснения по фольге

Тиснение фольгой используется во многих сферах лёгкой промышленности при изготовлении сувенирной продукции, рекламных плакатов, открыток, обложек на документы, одежды и многого другого. Процедура фольгирования представляет собой покрытие любой поверхности блестящим металлизированным слоем.

Начинаем с простого

В любом магазине вы всегда сможете приобрести уже готовые наборы для творчества. Но гораздо интереснее сделать все от начала до конца самому, а также придумать рисунок. От вас необходимы только усилия и терпение.

Материалы понадобятся следующие:

  • лист фольги или же банка алюминиевая;
  • подложка под лист фольги. Важно: чем толще лист фольги, тем мягче должна быть подложка. В качестве подложки подойдет фетр, резина;
  • для нанесения рисунка потребуется инструмент. В качестве него может послужить палочка для суши, кисточка (ее твердый кончик), не пишущая ручка и прочее;
  • трафарет, шаблон рисунка, а можно и самим придумать;
  • ножницы;
  • линейка.
Читайте также  Как расположить инструмент в гараже?

Начнем изготовлять чеканку. Берем банку. Оба донышка отрезаем. Теперь разрезаем баночку с одного края и расправляем так, чтобы получился лист. Теперь линейкой расправляем краешки и обрезаем их. Не исключен вариант использования листа фольги.

Теперь кладем материал лицевой стороной вниз на подложку. Рисунок потом получится в зеркальном отображении. Теперь кладем трафарет на лист и с помощью инструмента продавливаем картинку. Можно продавливать либо сплошной линией, либо прерывистой. Теперь подобным образом вы можете сделать и рамку.

: Блюминг — технология, применение, отличие от слябинга

Методы тиснения

Тиснение часто применяется дизайнерами интерьеров для стилизации мебели «под старину». Такой метод декора различных предметов берут на вооружение типографические компании, используя при этом дорогое оборудование. Но если делать фольгирование в домашних условиях, можно оперировать доступными подручными средствами и без особых затрат изготавливать эксклюзивные вещи ручной работы.

Различают несколько технологий в зависимости от материала, на котором производится тиснение.

На бумажной поверхности

Тиснение на бумаге не отличается особой сложностью. Его можно делать несколькими способами:

  1. С помощью ламинатора — это небольшое устройство, которое можно использовать и в домашних условиях. Промышленные ламинаторы мощные и рассчитаны на большой поток бумаги, домашние работают медленнее, но по качеству оттисков не уступают промышленным. Сама процедура ламинирования состоит в том, чтобы готовый узор или рисунок накрыть фольгой и ещё одним листом бумаги и аккуратно пропустить через ламинатор.
  2. С использованием бытового утюга, если приобрести ламинатор нет возможности. Для этого требуется положить лист матовой стороной к картинке и на среднем нагреве тщательно в течение 2 минут её прогладить.

Оба варианта тиснения фольгой в домашних условиях на бумаге работают только в том случае, если картинка была распечатана на лазерном принтере, т. е. для нанесения изображения использовалась порошковая краска.

На металле и дереве

Тиснение на металле и по дереву представляет собой более сложную процедуру, для которой требуется предварительное изготовление матрицы с готовым узором. На обрабатываемую поверхность накладывается лист фольги, а поверх него — свинцовая пластина для выколотки. Мастер, ударяя по рисунку через свинцовую подкладку специальным инструментом, выбивает нужный орнамент.

Чтобы сделать чеканку из металла своими руками, используют упрощённую методику, когда рисунок переносится на бумагу (можно использовать копирку или прозрачный лист), после пунктирными точками выбивается канфарником. Эта технология часто используется при изготовлении икон и портретов с имитацией золотого вкрапления.

Зная, как сделать чеканку из фольги, в качестве исходного материала можно использовать:

  • рулонное (для мягких изделий);
  • листовое техническое (для изготовления картин);
  • толстостенное пищевое сырьё (для производства тарелок и подносов).

На поверхности ткани

Фольгирование на ткань — достаточно простой и доступный способ украсить любую вещь. Фольга легко переносится на все виды ткани. В условиях фабрик и ателье используется специальный пресс для ее тиснения, в домашних условиях — утюг. Тиснение на ткани происходит по следующей технологии:

  1. На чистое и разглаженное изделие наносится рисунок (можно использовать мыло, карандаш).
  2. Узор или надпись хорошо прокладывают специальным клеем.
  3. Даётся 4−7 минут на подсыхание клея.
  4. На требуемый участок матовой стороной укладывается лист фольги.
  5. Накладывается пресс для тиснения фольгой.
  6. Остатки удаляются после охлаждения.

Вещи с принтами из фольги можно стирать в тёплой воде, используя обычные стиральные порошки.

Фольгирование на кожаных изделиях требует предварительного изготовления специального штампа из металла. Чтобы сделать оттиск из фольги её необходимо положить на кожу, разогреть с помощью утюга, а когда она нагреется прижать к ней заготовку на 30−40 секунд.

Мастер-класс «Машинка» (работа в техники чеканка)

Сухарева Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка детский сад №166, г. Тюмень

Мастер – класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей и творческих людей.

Техника чеканки очень древняя, развивающаяся на протяжении многих веков. Она была известна еще в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии. Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства она достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве ХV-ХVII вв. Чеканка высокого рельефа из листового серебра производилась мастерами-греками в Москве, а чеканные ковши и чаши – в Новгороде.

Назначение: украшение интерьера, изготовление подарков.

Цель: развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства.

Задачи:

— развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;

— развивать кругозор детей, пополнять активный словарный запас;

— способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;

— формировать и развивать навыки ручного труда;

— воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Необходимый материал:

▪ Фольга

▪ Картон

▪ Кисточка с круглым концом или палочки для суши

▪ Шаблон

▪ Альбом (или мягкий материал для подложки)

Виды фольги

Используемый вид зависит от выбранного метода тиснения. Различают холодный и горячий способ.

В домашних условиях фольга для горячего тиснения используется чаще всего. Именно её применяют при фольгировании утюгом. Она может быть разнообразных цветов, текстур и голограмм. Популярна фольга для горячего тиснения металлизированная, с имитацией золота, бронзы или серебра.

Также существует пигментный вид, он выглядит как плотная текстурная бумага и при нанесении на поверхность создаёт впечатление объёмной краски. Прозрачный вид обычно используют для создания глянцевых поверхностей.

В промышленной полиграфии также используется:

  • голографическая (её можно увидеть на упаковках дорогой косметики или лекарств, это своеобразная защита от подделок);
  • дифракционная — для печати по пластиковым изделиям;
  • текстурная — с имитацией различных орнаментов;
  • термохромная — меняет оттенок при изменении температуры окружающей среды;
  • скретч-фольга — наносится на предоплаченные карты пополнения для защиты от копирования.

Промышленное фольгированние выполняется с помощью профессиональных прессов и термопринтеров.

Холодное тиснение не предполагает воздействия высоких температур, а нанесение рисунка производится способом вдавливания или с помощью кримпера (небольшой валик с готовым орнаментом). Такая технология проста и подходит для изготовления поделок вместе с детьми.

Для холодного тиснения подходит любой вид фольги для творчества, а также рулонная пищевая.

Ход работы:

Кладем шаблон на фольгу, предварительно подложив что-нибудь мягкое (альбом).

Обводим рисунок по контуру кисточкой или палочкой для суши

Убираем шаблон, получается вот такой рисунок на фольге

Берем кисточку и начинаем выстукивать  точки вокруг контура

Вот что получается

Затем начинаем чеканить отдельные детали. Начинаем с окошек.

Затем переворачиваем работу и обводим по контуру деталь, которую отчеканили.

Переворачиваем, вот что получилось

По такому же принципу второе окно, колеса и фару.

Переворачиваем работу и обводим весь контур и детали еще раз.

Переворачиваем, вот такая работа у нас получилась

Переворачиваем работу изнаночной стороной вверх и берем картон

Накладываем картон на работу

И загибаем края работы на картон

Переворачиваем, наша работа готова. Можно оформить в рамку для фото и подарить папам на праздник.

Спасибо за внимание!

Участник РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° для педагого⠫Лучший мастер-класс»

:

Подарок папе к 23 февраля своими руками

Подарки к 23 февраля своими руками в детском саду

Поделки с детьми младшего школьного возраста. Подарок для папы на день рождения. «Кораблик»

по теме статьи

А в следующих видео вы сможете посмотреть мастер-классы по созданию чеканок.

Поделитесь в соц.сетях:

Источник: https://intehstroy-spb.ru/spravochnik/kak-sdelat-tisnenie-fol-goy-v-domashnih-usloviyah.html

Фольга для чеканки

Инструменты для тиснения по фольге

Чеканка по металлу — один из древнейших видов искусства. Древние мастера Индии, Китая, Египта и Крита задолго до нашей эры создавали чеканные шедевры: утварь, оружие, украшения. Чеканные изображения ценились намного выше, чем сосуд или украшение, на которое были нанесены. Мастера-чеканщики должны были долго осваивать свое тончайшее искусство, и часто не без оснований считали себя посвященными в высшее таинство.

Изделие чеканкиОбъемная чеканка по металлу

Наиболее широко применяемым материалом для домашней утвари были медь и бронза по причине их широкой распространенности. Для чеканных украшений и предметов культа также использовали серебро и золото. Металлические монеты также изготовлялись методом чеканки. Интерес к чеканке не ослабевал и в средние века, и в эпоху возрождения. В Азии и в Европе, Африке и Америке местные мастера создавали шедевры — от кубков работы Бенвенуто Челлини до серебряных черненых окладов русских икон.

Чеканка

В настоящее время чеканка, или получение объемных изображений на тонком листе металла распространена в художественных мастерских. Как и в прошлом, освоение тонкостей мастерства требует много времени и специального инструмента.

Чтобы понять, лежит ли душа к этому виду творчества, необязательно тратить годы на обучение и совершенствование навыков работы с металлом и профессиональными инструментами. Можно попробовать себя в технике чеканки и тиснения, используя лист пищевой фольги и несложный набор инструментов — канцелярских принадлежностей. А после освоения техники тиснения по фольге, возможно, появится желание овладеть и секретами древних мастеров чеканки.

Метод чеканки фольгой

Метод чеканки по фольге технологически близок к классической чеканке по листовому металлу, но отличается от него:

  • малыми усилиями, необходимыми для объемной формовки;
  • дешевизной материалов и инструмента;
  • невысокой прочностью получившегося изделия.

Фольга для чеканки размещается на мягком основании, дающем возможность листу деформироваться под давлением деревянного или пластмассового стержня, образуя небольшие круглые впадинки или продолговатые углубления. При рассматривании эти впадинки визуально формируют единое изображение.

Для тиснения и чеканки применяют как листовую или рулонную пищевую фольгу, так и более плотную промышленную. Ее труднее обрабатывать, но зато и долговечность изделий возрастает многократно. Их можно не только вешать на стену в рамочке, но и использовать в качестве накладок — украшений для бытовых или художественных изделий.

Чеканка из фольги

Метод чеканки по фольге получил широкое распространение, как в детских кружках художественного творчества, так и среди взрослых любителей.

Необходимые инструменты

Для изготовления вашей первой чеканки по фольге потребуется следующее:

  • плотная фольга для тиснения и чеканки;
  • ножницы;
  • лист плотного картона для подложки;
  • палочка с закругленным концом (палочка для суши, либо тупой карандаш, либо закругленный конец рукояти кисточки);
  • мягкая подложка (тонкий фетр, журнал и т.п.).

Метод чеканки фольгой

Для детских поделок лучше выбрать пищевую фольгу в рулонах или листах. Такие поделки будут обладать низкой прочностью и нуждаться в дополнительной защите. Для подростков и взрослых, уверенно обращающихся с острыми предметами, можно взять банку из-под лимонада или пива.

К набору инструмента можно добавить клеевой пистолет с запасом клея.

Порядок чеканки фольгой

Собираем многослойный «бутерброд»: плотная подложка, мягкая подложка, фольга для тиснения и чеканки, шаблон рисунка. Кусок фольги для тиснения чеканки следует отрезать раза в два больше, чем площадь рисунка, чтобы можно было подвернуть края за подложку.

Порядок чеканки фольгой

Тонкую пищевую фольгу можно несколько раз скомкать и расправить, чтобы она приобрела фактуру мельчайших складочек. Микрорельеф заметно оживит рисунок и даст запас фольги для оформления выступов. Требуется большая осторожность и терпение для того, чтобы не порвать фольгу.

Сначала обводим контуры рисунка, держа палочку под углом к поверхности, с таким же примерно наклоном, как и ручку при письме. Вести палочку нужно медленно и равномерно надавливая, без лишних усилий и рывков. Если фольга порвется, лист придется заменить и начинать все заново. После наведения контура можно приступать к заполнению фона. Здесь палочку следует держать вертикально или близко к вертикали. Существует несколько техник заполнения:

  • Точечкой.
  • Черточками.
  • Волнами.
  • Кружочками.

Выразительности рисунку добавит тщательная прорисовка линий деталей и заполнение части из них фоновым узором. Разные детали рисунка можно заполнять тиснением разной формы.

Следующий этап чеканки или тиснения по плотной фольге — раскраска. Есть несколько техник, доступных любителям. Самая простая – это выполнение тиснения закругленным кончиком мягкого карандаша. Графит будет заполнять углубления и давать визуальный эффект, похожий на чернение серебряных изделий. Другая техника-покрытие одних частей рисунка краской-серебрянкой из алюминиевой пудры, а других — бронзовой краской. Консистенция краски должна быть сколь возможно густая. Это ускорит высыхание и создаст дополнительный визуальный эффект.

И, наконец, завершающий этап — свободные концы фольги, выкроенной с запасом, заворачиваются за плотную подложку и приклеиваются к ней. Поверх наклеивается еще один лист плотного картона, чтобы скрыть концы листа фольги.

Существует вариант технологии, при котором контур рисунка переносится с шаблона на плотную подложку и обводится «колбаской» клея из клеевого пистолета. После сверху накладывается фольга. Такой способ позволяет сделать линии рисунка не впадинами, а выпуклостями. Кроме линии рисунка, из клея можно сформировать фоновые зоны выпуклости. Этот художественный прием добавит вашему изделию дополнительную рельефность и выразительность.

Фольга для тиснения и чеканки обходится недорого, но позволяет как развить способности ребенка, так и реализовать тягу к творчеству у взрослых.

Источник: https://stankiexpert.ru/spravochnik/obrabotka-davleniem/folga-dlya-chekanki.html